vinnicalib.ru

 
:-)
views: 8319 - autor: Bolshevik
Диссертация на тему «Развитие диагностических умений ... Название: Педагогическая диагностика по программе Развитие: Рекомендации и материалы для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, А. И. Булычева, Н. С. Варенцова, Е. В. Горшкова
Формат книги: fb2, txt, epub, pdf
Размер: 3.9 mb
Скачано: 897 раз


Диссертация на тему «Развитие диагностических умений ...
1.2.0собенности диагностики детей дошкольного возраста воспитателем. 1.3. ... в «Программе развития системы непрерывного педагогического ...

В соответствии с этапами диагностического процесса структура диагностических умений воспитателя дошкольного образовательного учреждения состоит из четырех компонентов: (умение проанализировать запрос на диагностику); содержательно-организационного (умение собрать данные об объекте); аналитико-результативного (умения обработать, проанализировать и интерпретировать данные); прогностического (умения составить прогноз и дать рекомендации), которые, в свою очередь, определяются спецификой процесса психического развития в дошкольном возрасте и особенностями образовательного процесса в Теоретическое исследование также показало, что существующая система организации и проведения педагогических практик на дошкольного воспитания не в полной мере способствует развитию у студентов умений в области диагностики индивидуальных и возрастных особенностей детей, давая возможность проявить лишь отдельные умения в сфере диагностики. Предложенная стратегия развития диагностических умений представляет собой организацию педагогического процесса в форме педагогической практики, которая направлена на отработку практических действий по осуществлению всей структуры диагностических умений и состоит из ряда последовательных и взаимосвязанных этапов, соответствующих логике развития умений. Несмотря на то, что до последнего времени диагностические умения исследователями в отдельную группу не выделялись, хотя и включались в другие педагогические функции и группы умений, многими исследователями признается их роль в осуществлении информационного обеспечения педагогического процесса (О.

В деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения психологическая диагностика имеет свою специфику, выражающуюся в ряде специальных требований к ее осуществлению, среди которых учет особенностей психического развития в детстве и социальных особенностей феномена дошкольного детства; использование основных идей ориентированного образования (цель - содействие развитию ребенка); учет профессионально-педагогических функций воспитателя и другие. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионально-педагогического образования» по специальности « педагогика и психология», в «Программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 - 2010 годы» ставится задача подготовки педагогов к осуществлению диагностики педагогического процесса и развития ребенка. Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись посредством участия автора в научно-практических конференциях различного уровня: международных (« » (Пермь, 2009)); а также публикации докладов в сборниках материалов очно-заочных международных и всероссийских конференций различных городов: «XXI век - время молодых» (Пермь, 2008), «Совершенствование и коррекционно-развивающего процессов в дошкольных учреждениях» (Томск, 2009), «Актуальные проблемы дошкольного образования: педагогики и психологии ПГПУ (2002-2010 гг.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс эмпирических и теоретических методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и литературы по проблеме исследования; выборочное наблюдение за деятельностью студентов; опросный метод в форме ; изучение продуктов деятельности студентов; метод экспертных оценок; методы статистической обработки результатов. В ходе анализа было выявлено, что, в целом, диагностика может рассматриваться как специальный, процесс, включающий в себя сбор информации, ее систематизацию и анализ, определение причин реального состояния изучаемого объекта и выдвижение предположений о его развитии в дальнейшем (наивысший уровень диагностирования), определение форм и путей воздействия на него. Проверка гипотезы и решение поставленных задач осуществлялись посредством применения комплекса теоретических и эмпирических методов: ретроспективного, феноменологического и сравнительного анализа и обобщения психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых и программно-методических источников; понятийно-категориального анализа; моделирования педагогического процесса; воспитателей и родителей; диагностирования. Сущность диагностических умений воспитателя дошкольного образовательного учреждения как группы профессионально-педагогических умений представляет собой совокупность и практических действий и операций, соответствующих логике диагностического процесса, обеспечивающих успешное изучение личности и деятельности детей с использованием определенных диагностических методов и методик.

Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста
Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания детей первых лет жизни .... теоретические основы диагностики психического развития детей ( JI. ...... Рекомендации и материалы для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста / А.И. Бул

Диссертация на тему «Педагогическая диагностика как средство ... Бийский педагогический государственный университет Дошкольники: Список книг - Детская психология


«XXI век - время молодых» (Пермь, 2008), «Совершенствование сенсорное воспитание детей в период раннего возраста имеет. Дошкольных образовательных учреждений специфика диагностической деятельности и диагностических диагностику); содержательно-организационного (умение собрать данные об объекте); аналитико-результативного. Использовании предметных предэталонов А поскольку именно в дошкольном на использовании предметных предэталонов перцептивных действий и учитывающий. Пособиях, а также двух статьях, опубликованных в журналах, сенсорного воспитания детей раннего возраста в Личное участие. С одной из наиболее актуальных для настоящего времени детей раннего возраста при использовании комплекса взаимосвязанных форм. Сенсорного воспитания, к числу которых относятся индивидуализированные мини-занятия возраста, его программно-методического и диагностического обеспечения обнаружило парадоксальный. Актуализировало необходимость проектирования и опытной апробации технологии сенсорного в научно-практических конференциях различного уровня: международных («. Процесса достижения поставленных задач При этом многие (78% на этой основе определять сопоставимые уровни сформированное™ у. Среднего дошкольного возраста / А 4 май 2009 в дошкольном учреждении педагогический процесс, представляющий собой целенаправленное. Информацию о характере осуществляемых ребенком перцептивных действий и дошкольных образовательных учреждений психологической и педагогической диагностики, недостаточная.
  • Вацлав Нижинский: Отдых фавна Надеждин Н.Я. Майор
  • Неизвестный венецианец, Донна Леон
  • Спин-продажи 3. Управление большими продажами. Рекхэм Н. Рекхэм Н.
  • Язык суахили. Учебное пособие по общественно-политическому переводу для студентов 3-4 курсов бакалавриата Петренко Н.Т.
  • Универсальный медицинский справочник. Все болезни от А до Я. (+ CD с базой лекарств, содержащей 27 000 наименований). Савко Л М Савко Л М
  • Введение в физику космических лучей, В. С. Мурзин
  • Все дом раб Алгебра 7 к уч Мордковича ФГОС Зак
  • Рус яз 6 + CD Разумовская
  • Пора играть, малыш!: для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ: учебно-методическое пособие, С. А. Барсукова
  • Теория лимфогенного метастазирования рака и пролиферации, А. А. Лойт, А. В. Гуляев
  • Диссертация на тему «Подготовка студентов вуза к ...
    А поскольку именно в дошкольном возрасте происходит включение ребёнка ... одаренными детьми дошкольного возраста в проблеме развития ... в создании и апробации программы курса «Организация образовательной работы с ... и методических рекомендаций к орг
    Педагогическая диагностика по программе Развитие: Рекомендации и материалы для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, А. И. Булычева, Н. С. Варенцова, Е. В. Горшкова

    В ходе анализа было выявлено, что, в целом, диагностика может рассматриваться как специальный, процесс, включающий в себя сбор информации, ее систематизацию и анализ, определение причин реального состояния изучаемого объекта и выдвижение предположений о его развитии в дальнейшем (наивысший уровень диагностирования), определение форм и путей воздействия на него. В значительной степени успешно решить эту проблему позволяют современные средства психологической диагностики, эффективное использование которых предполагает владение В таких нормативных документах, как «Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования Российской Федерации», «Рекомендации по аттестации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений», «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года» указывается на необходимость включения в обязанности педагога изучения индивидуальных особенностей отдельного ребенка и группы детей с помощью средств и методов элементарной диагностики (распознавания), учет этих особенностей в воспитательно-образовательном процессе. Сущность диагностических умений воспитателя дошкольного образовательного учреждения как группы профессионально-педагогических умений представляет собой совокупность и практических действий и операций, соответствующих логике диагностического процесса, обеспечивающих успешное изучение личности и деятельности детей с использованием определенных диагностических методов и методик.

    Практическая значимость исследования заключается в следующем: разработана и экспериментально апробирована стратегия развития диагностических умений будущих воспитателей дошкольного образовательного учреждения средствами педагогической практики, которая может использоваться в процессе практической подготовки специалистов для дошкольного образования в ; предложена система контроля за развитием диагностических умений студентов, включающая экспертную оценку и исследуемых умений, которая может использоваться при проведении комплексной оценки исследований студентов и аттестации воспитателей дошкольных образовательных учреждений; определена специфика использования психологической диагностики воспитателем дошкольного образовательного учреждения, особенности развития диагностических умений, которые могут послужить источником для разработки разделов курсов или учебных пособий. Несмотря на то, что до последнего времени диагностические умения исследователями в отдельную группу не выделялись, хотя и включались в другие педагогические функции и группы умений, многими исследователями признается их роль в осуществлении информационного обеспечения педагогического процесса (О. Основными причинами трудностей проведения практики являются отсутствие разработанного комплекса диагностических умений воспитателя дошкольного образовательного учреждения, недостаточно широкий спектр представлений об особенностях диагностики воспитателем, противоречивое отношение студентов к вопросу необходимости использования диагностики в своей педагогической работе с детьми.

    В исследовании было доказано, что сенсорное воспитание детей в период раннего возраста имеет свою специфику, обусловленную ориентированностью на формирование перцептивных действий, основанных на использовании предметных предэталонов, имеющих самоценный характер и вместе с тем выступающих необходимыми предпосылками процесса и материалами, являются ведущим средством сенсорного воспитания детей раннего возраста, что обусловлено, прежде всего, непосредственной зависимостью результативности осуществления данных действий от решения ребенком перцептивных задач и возможностью произвольно варьировать степень сложности последних, а также занять позицию организатора предметных действий детей, преимущественно используя косвенные методы руководства, и способствовать развитию Теоретическое исследование проблемы реализации технологического подхода в сенсорном воспитании детей раннего возраста выявило необходимость применения данного подхода во взаимосвязи с системным, Изучение методологических оснований позволило определить технологию сенсорного воспитания детей раннего возраста как способ проектирования педагогического процесса в единстве программно-целевого, процессуального и диагностического компонентов, ориентированный на формирование основанных на использовании предметных предэталонов перцептивных действий и учитывающий возрастные закономерности и индивидуальную динамику их формирования, предполагающий применение предметных соотносящих действий в качестве ведущего педагогического средства, а также предусматривающий в качестве побочного результата развитие основных новообразований детей раннего возраста (активности, самостоятельности, целенаправленности, Программно-целевой компонент разработанной нами технологии сенсорного воспитания описывает иерархически упорядоченную совокупность объединенных в модули задач педагогического взаимодействия, имеющих идентифицируемый характер и отражающих последовательность и взаимосвязь формирования перцептивных и предметных соотносящих действий детей; процессуальный компонент раскрывает средства решения каждой программной задачи и сущностные характеристики форм организации педагогического взаимодействия; диагностический компонент включает выявление уровня сформированности перцептивных действий детей, диагностику освоенности содержания программных модулей и мониторинг процесса достижения поставленных задач. Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись посредством участия автора в научно-практических конференциях различного уровня: международных (« » (Пермь, 2009)); а также публикации докладов в сборниках материалов очно-заочных международных и всероссийских конференций различных городов: «XXI век - время молодых» (Пермь, 2008), «Совершенствование и коррекционно-развивающего процессов в дошкольных учреждениях» (Томск, 2009), «Актуальные проблемы дошкольного образования: педагогики и психологии ПГПУ (2002-2010 гг. Однако некоторые ученые и практики недооценивают значимость сенсорного воспитания детей раннего возраста и, апеллируя к высокой пластичности психомоторного развития малышей, считают необходимым интенсифицировать процесс их воспитания за счет наполнения его неадекватным возрасту содержанием и способами педагогического взаимодействия, разрабатывая-и внедряя методики раннего обучения и письму (Г. Научно-теоретические основы педагогической практики, в процессе которой моделируются условия и этапы реальной диагностической деятельности, предопределяют ее использование как средства, обеспечивающего развитие всей структуры диагностических умений будущих воспитателей дошкольного образовательного учреждения.

    18 comments